• Интерактивные формы проведения учебных занятий

    Основные интерактивные формы проведения учебных занятий

    Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

    - творческие задания;

    - работа в малых группах;

    - дискуссия;

    - обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

    - изучение и закрепление нового материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, мини-лекция);

    - эвристическая беседа;

    - разработка проекта (метод проектов);

    - использование общественных ресурсов, социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения, например просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки;

    - системы дистанционного бучения;

    - обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм», ПОПС-формула, «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);

    - тренинги;

    - метод кейсов.

  • Примеры проведения интерактивных занятий

    Примеры проведения интерактивных занятий

    Из опыта преподавателя Овчинниковой Л.И.

    Для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при изучении учебного предмета «Технология швейного производства» предусмотрено широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (таблица 1).

    Таблица 1.  Использование интерактивных методов обучения по учебному предмету «Технология швейного производства»

    Наименование тем программы, уроков Этап урока Метод Средства обучения
    Ручные стежки и строчки Объяснение нового материала Работа в малых группахДискуссия  Презентация «Ручные стежки и строчки», образцы строчек
    Практическая работа № 1Выполнение схем ручных стежков Выполнение практического задания Работа в малых группахМозговой штурм  Презентация «Ручные стежки и строчки», образцы строчек
    Машинные швы Объяснение нового материала Работа в малых группахДискуссия  Презентации: «Соединительные швы», «Краевые швы», «Отделочные швы», ЭОР «Швы», образцы швов
    Практическая работа № 2Выполнение машинных швов и зарисовка их схем Выполнение практического задания Работа в малых группахМозговой штурм  Презентации «Соединительные швы», «Краевые швы», «Отделочные швы», образцы швов
    Обработка прорезных карманов Объяснение нового материала  Работа с наглядным пособием ЭСО «Карман с листочкой», ЭСО «Прорезные карманы»
    Обработка накладных карманов Объяснение нового мате-риала Работа с наглядным пособием ЭСО «Обработка кроеного накладного кармана формовочным способом»
    Практическая работа № 3Выполнение рисунков и схем по обработке узлов швейных изделий  Самостоятельная работа Работа в малых группахМозговой штурм ЭСО «Карман с листочкой», ЭСО «Прорезные карманы», презентация «Застежки в одежде»
    Технология изготовления швейных изделий Объяснение нового материала Работа с наглядным пособием ЭОР «Технология швейного производства»
    Практическая работа №4Выполнение рисунков и схем обработки узлов по заданным моделям. Составление технологической последовательности обработки узлов изделий, указанного ассортимента Самостоятельная работа Работа в малых группахМозговой штурм  Эскизы моделей швейных изделий
    Особенности изготовления изделий из различных материалов Контроль и коррекция знаний Работа с наглядным пособием Презентация «Нетрадиционные методы соединения одежды»
    Ремонт и обновление одежды Объяснение нового материала Работа с наглядным пособием ЭОР «Технология швейного производства», презентация «Ремонт и обновление одежды»
    Процессы подготовительно-раскройного производства Объяснение нового материала Просмотр и обсуждение видеофильмовЭкскурсии Видеофильмы: «Подготовительное производство», «Раскройное производство», экскурсия на предприятия легкой промышленности
    Характеристика и типы технологических процессов Объяснение нового материала, Просмотр и обсуждение видеофильмов Экскурсия на предприятия легкой промышленности
    Проверка домашнего задания Составление документов Комплект инструкционно-технологических карт
    Сущность стандартизация Объяснение нового материала Работа с наглядным пособием Презентация «Стандартизация и качество продукции»
    Практическая работа №6Изучение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, применяемых в отрасли Выполнение задания Работа с документами ТНПА

     

    Пример 1. При изучении темы «Нетрадиционные методы соединения одежды» преподаватель организует дискуссию.

    В начале урока в ходе актуализация опорных понятий и мотивации познавательной деятельности учащихся проводится работа учащихся в парах по исследованию образцов клеевых материалов, клеевого и сварного способов соединения деталей. Учащиеся составляют собственное суждение об области применения этих соединений, их прочности и эффективности использования.

    На этапе формирования новых знаний преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы, опираясь на выработанное мнение (Образцы каких клеевых материалов предоставлены вам? Назовите их. Назовите область применения клеевых материалов. Назовите оборудование, которое применяется при выполнении клеевых соединений и т.п.). Проходит обсуждение в форме дискуссии, в ходе которой учащиеся высказывают свое мнение, по каждому из вопросов заслушивается несколько учащихся. Преподаватель демонстрирует ЭСО «Нетрадиционные методы соединения одежды» и на его основе продолжает обсуждение поставленных вопросов.

    Далее преподаватель организует индивидуальную работу учащихся и предлагает с использованием ЭСО и натуральных образцов изучить методы обработки основных узлов изделия с применением клеевого и сварного соединений. По завершении изучения ЭСО учащиеся должны заполнить таблицу.

    Для проверки уровня усвоения материала организуется индивидуальная работа учащихся по выполнению педагогического теста. Результаты тестирования определяются в ходе самоконтроля или взаимоконтроля с помощью ЭСО «Нетрадиционные методы соединения одежды».

    В качестве домашнего задания по данному уроку учащиеся должны изготовить образцы одного из узлов в соответствии с заданием с применением клеевых соединений. Выполнение практических заданий способствует самостоятельному приобретению знаний и умений, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, до которого они дошли в ходе деятельности, изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.

    Пример 2. При изучении нового материала и при выполнении практических заданий организуется совместная деятельность учащихся, так как коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

    Например, при изучении ручных стежков и строчек, работая в группах с иллюстрационным материалом, учащиеся рассматривают, изучают условия выполнения, устанавливают область применения ручных строчек. При этом группа учащихся делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия (4-5 групп). Каждая малая группа обсуждает задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать общее мнение по заданию.

    На основном этапе урока заслушиваются у доски представители от каждой малой группы. После каждого выступления учащиеся и преподаватель задают вопросы, выслушиваются ответы. В завершении преподаватель обобщает сведения по обсуждаемым заданиям. Преподаватель дает оценочное суждение о работе малых групп по решению заданий.

    При закреплении изученного материала организуется индивидуальная работа учащихся по выполнению педагогического теста на соотнесение.

    Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

    Из опыта преподавателя Хайко Р.В.

    Специфика учебного предмета «Конструирование одежды» позволяет преподавателю использовать следующие интерактивные методы обучения: неимитационные интерактивные методы – проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, практические занятия, метод кооперативного обучения; имитационные интерактивные методы – деловая и ролевая игра, кейс-задания, контекстное обучение.

    При преподавании учебного предмета «Конструирование одежды», учитывая уровень образования учащихся, их интеллектуальные способности, преподаватель проводит 20-30% учебных занятий с использованием интерактивных методов обучения. В таблице 2 приведены учебные занятия с использованием интерактивных методов обучения.

    Таблица 2.  Использование интерактивных методов обучения по учебному предмету «Конструирование одежды»

    Тема урока

    Вид урока

    Применяемые интерактивные методы

    Используемые электронные образовательные ресурсы

    Краткая характеристика систем и методов конструирования

    Лекция

    Лекция-визуализация

    Электронное средство обучения. Конструирование одежды. ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010

    Особенности телосложения человека

    Лекция

    Лекция-визуализация

    «Конспект лекций. Часть 1». Электронные материалу к уроку. Хайко Р.В., 2010

    Порядок и правила снятия измерений с фигуры человека

    Практическое занятие

    Деловая игра

    Электронное средство обучения. Конструирование одежды. ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010

    Конструирование базовых основ чертежей плечевых изделий, нательного белья и корсетных изделий

    Практическое занятие

    Кооперативное обучение

    Электронное средство обучения. Конструирование одежды. ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010

    Конструирование поясных изделий

    Практическое занятие

    Кооперативное обучение

    «Конструирование прямой юбки» (электронные материалы к уроку). Хайко Р.В., Дубновицкая Т.И. 2013

    Упражнения в конструктивном моделировании

    Практическое занятие

    Кейс-стади

    Электронное средство обучения. Конструирование одежды. ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010

    Конструктивное моделирование изделий

    Практическое занятие

    Кейс-стади

    Конструирование и моделирование поясных изделий – юбок. Чечёта В.Л., учитель технологии МУУ СОШ «Горки-Х», 2009

    Конструирование втачных рукавов

    Практическое занятие

    Кооперативное обучение

    Электронные материалы к уроку «Конструирование втачных рукавов». Хайко Р.В.,

    Дубновицкая Т.И., Тарасюк А.А., 2009

    Конструирование застёжек и воротников

    Практическое занятие

    Кооперативное обучение

    «Конструирование воротников для изделий с застежкой доверху» (электронные материалы к уроку). Хайко Р.В.,

    Дубновицкая Т.И., Тарасюк А.А., 2009

    Конструирование и моделирование женских изделий разнообразных силуэтных форм

    Практическое занятие

    Кооперативное обучение

    Электронное средство обучения. Конструирование одежды. ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010

    Конструирование и моделирование женских изделий различных покроев

    Практическое занятие

    Кооперативное обучение

    «Конструирование изделий с рукавами рубашечного покроя» (урок-презентация). Хайко Р.В., Дубновицкая Т.И., 2013

    Конструирование и моделирование мужских пиджаков и жилетов на различные фигуры

    Практическое занятие

    Кооперативное обучение

    «Конструирование и пошив мужской легкой и верхней одежды» (обучающие мультимедиа- системы). Федеральное унитарное предприятие «Труд», 2012

    Проведение примерок

    Комбиниро-ванный

    Ролевая игра

    Виды дефектов

    Лекция

    Лекция-визуализация

    Электронное средство обучения. Конструирование одежды. ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010

    Устранение дефектов швейных изделий

    Комбиниро-ванный

    Кейс-стади

    Электронное средство обучения. Конструирование одежды. ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010

    Разработка моделей новых конструкций швейных изделий

    Лекция

    Контекстное обучение

    Градация лекал

    Комбиниро-ванный

    Кейс-задания

    «САПР-одежда АССОЛЬ» (демонстрационный диск). УНЦ «Прикладные компьютерные технологии» МФТИ, 2010

     

    Приведём примеры некоторых учебных занятий по учебному предмету «Конструирование одежды» с использованием интерактивных методов обучения и электронных образовательных ресурсов.

    Пример 1. При проведении практических занятий преподаватель чаще всего использует такой интерактивный метод обучения, как кооперативное обучение. Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция (предшествует практическому занятию) ® групповая работа с текстом (заданием) ® индивидуальная самостоятельная работа.

     Метод кооперативного обучения на практическом занятии по теме «Конструирование базовых основ чертежей плечевых изделий, нательного белья и корсетных изделий» по учебному предмету «Конструирование одежды» осуществляется следующим образом:

    • После получения заданий и инструкций от преподавателя группа разделяется на 3 малые группы.
    • Каждой малой группе выдается одно из заданий: изучить заданную модель платья и определить её особенности (покрой, силуэт, степень прилегания к фигуре, фасон); величины размерных признаков, необходимые для построения чертежа конструкции заданной модели; величины прибавок на свободное облегание.
    • Каждая группа самостоятельно работает над заданием до тех пор, пока все ее члены разберутся в нем и успешно его выполнят. При выполнении заданий учащиеся пользуются справочной литературой (таблицы прибавок на свободное облегание, таблицы величин размерных признаков типовых фигур и т. д.).
    • Каждая группа объявляет результаты своего труда, группы обмениваются информацией и делают необходимые записи в практической тетради.
    • Учащиеся работают консолидировано, сообща выполняя предварительный расчёт чертежа конструкции изделия заданной модели. При этом используют «Электронное средство обучения. Конструирование одежды» (ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010).
    • На заключительном этапе учащиеся работают самостоятельно, индивидуально строят чертеж конструкции изделия заданной модели. При возникновении каких-либо затруднений, связанных с построением чертежа, учащиеся обращаются за помощью к членам своей малой группы. Если члены малой группы испытывают затруднения с ответом на поставленный вопрос, то обращаются за помощью к остальным малым группам либо к преподавателю.

    Кооперативный метод обучения может быть реализован и в других формах. Можно добавлять элементы соревнования между малыми группами.

    При выставлении отметок за практическое занятие учитывается как индивидуально выполненное задание, так и активность работы в малой группе.

    Пример 2. Метод «Кейс-стади» на учебном занятии по теме «Устранение дефектов швейных изделий» осуществляется следующим образом:

    • До занятия:
    • Преподаватель подготавливает кейс (карточки с изображением и описанием конструктивных дефектов одежды); определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов (разрабатывает инструкционные карты с описанием способов устранения конструктивных дефектов, либо составляет список учебной литературы по теме урока); разрабатывает сценарий занятия.
    • Учащиеся получают кейс и список рекомендованной литературы или инструкционные карты; индивидуально готовятся к занятию.
    • Во время занятия:
    • Преподаватель организует предварительное обсуждение кейса (сообщает, что по каждому изображенному на карточке конструктивному дефекту необходимо определить способ его исправления); делит группу на подгруппы; руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями.
    • Учащиеся задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы; разрабатывают варианты решений, принимая во внимание мнения других. При этом используют «Электронное средство обучения. Конструирование одежды» (ГИАЦ МО РБ, Компания «МедиуМ», 2010).
    • В конце занятия:
    • Преподаватель оценивает работу учащихся; оценивает принятые решения и поставленные вопросы.
    • Учащиеся составляют письменный отчет о занятии по заданной форме (конспект темы).

    Применение преподавателем интерактивных методов обучения в ходе изучения учебного предмета «Конструирование одежды» позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения (умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.), помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу (приучает работать в команде), высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, делает акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность .

    Сочетание различных методов и форм при преподавании учебного предмета «Конструирование одежды» позволяет достичь наибольшего эффекта от их использования, что, в конечном счёте, обеспечивает подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.

    Из опыта преподавателя Волк Д.Л.

    В свете современной ориентации образования на формирование компетенций, в процессе преподавания учебного предмета «Сецрисунок» необходимо создать такие дидактические и психологические условия, при которых учащийся сможет проявить не только познавательную активность, но и продемонстрировать свою индивидуальность, личностную социальную позицию. Это возможно при дополнении традиционного репродуктивного метода рисования интерактивными формами обучения, активизирующими учебный процесс, способствующими развитию фантазии и творческих способностей.

    Хорошо зарекомендовали себя диалоговые формы работы во время просмотров работ учащихся. В отличие от традиционной формы просмотра, когда учащийся предстает пассивным свидетелем происходящего, интерактивный подход предусматривает активную позицию обучающегося, дает ему возможность высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, самостоятельно находить правильное решение. Следует шире использовать такие просмотры, в том числе и в процессе работы над рисунком. Обсуждение в малых группах, сравнение своих рисунков с работами других учащихся, анализ ошибок и достижений способствуют не только развитию познавательной и творческой активности, но и социальной коммуникации. Преподаватель выступает в данном процессе в роли фасилитатора, умело направляющего работу по правильному пути, где разумное сочетание педагогического управления грамотно переплетается с инициативой и самостоятельностью обучающегося. Примерами интерактивного взаимодействия во время обучения «Спецрисунку» могут служить групповые и индивидуальные обсуждения (учащихся и преподавателя, учащегося и преподавателя, учащегося и других учащихся и т. д.) поисковых форэскизов творческих работ, подготовки выставочных экспозиций, посещения художественной выставки и т. п. Кроме этого, можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся, использовать проектную работу, осуществлять работу с различными источниками информации.

    Приведем примеры некоторых учебных занятий по учебному предмету «Спецрисунок» с использованием интерактивных методов обучения и электронных образовательных ресурсов.

    Пример 1. Тестирование по теме урока «Рисование схемы основных пропорций фигуры человека».

    На этапе формирования новых знаний преподаватель знакомит учащихся со структурой и содержанием электронного средства обучения «Изображение фигуры человека по схеме», значением схемы пропорционального построения фигуры человека, различием в построении мужской и женской фигур и последовательностью построения схемы пропорций фигуры человека. В результате учащиеся имеют общее представление о структуре и содержании данного ЭСО, строят пропорциональную схему фигуры человека в рабочей тетради с помощью устных указаний преподавателя, опирающегося на материалы ЭСО, расположенные в разделе  «Построение схемы пропорций фигуры человека» (последовательность построения). Затем, на этапе первичной проверки понимания изученного, учащиеся выполняют тестирование по соотвествующей теме урока (ЭСО, раздел «Построение схемы пропорций фигуры человека», контроль). При неправильном ответе на вопрос у учащегося есть возможность вернуться к теоретическому материалу, содержащему информацию о правильном ответе. В результате такого тестирования учащийся не только проверяет свои теоретические знания, но и ликвидирует пробелы знаний, а также лучше закрепляет изученный материал.

    Рисунок 8 - Контроль знаний с использованием ЭСО

    Пример 2. Урок-визуализация по теме «Зарисовка моделей одежды различных силуэтов и фасонов (на основе схемы)». Ознакомление учащихся с теоретическими  знаниями по данной теме программы осуществлялось на предшествующем уроке, на котором преподаватель ознакомил учащихся с основными формами силуэтов одежды и последовательностью рисования деталей одежды и в заключение урока разделил  группу на шесть, примерно одинаковых по численности,  подгрупп. Первая подгруппа получает домашнее задание: каждому участнику составить слайд-шоу моделей одежды (4-6 изображений) прямого силуэта; вторая подгруппа – трапециевидного, третья – приталенного, четвертая – полуприлегающего, пятая – овального и шестая – комбинированного силуэтов.

    Далее на практических занятиях учащиеся закрепляют знания, совершенствуют умения и навыки в рисовании одежды различных силуэтов по теме программы «Рисование моделей одежды по схемам». На вводной части практического занятия преподаватель организует просмотр подготовленных учащимися слайд-шоу моделей одежды прямого силуэта,  учащиеся всей группы в ходе просмотра определяют, относятся ли представленные модели одежды к прямому силуэту, оценивают и обсуждают показанные модели с преподавателем и между собой, выбирают понравившиеся, при необходимости делают наброски, которые затем  могут использовать в ходе самостоятельной работы. Аналогично проходят следующие практические занятия по данной теме программы, на которых учащиеся учатся рисовать одежду трапециевидного, приталенного, полуприлегающего, овального и комбинированного силуэтов, с просмотром в начале каждого занятия слайд-шоу моделей одежды соответствующего силуэта. 

    На таких занятиях, с одной стороны, реализуется принцип проблемности, а с другой – принцип наглядности, так как передача аудиоинформации сопровождается показом рисунков по соответствующей теме урока. Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Кроме того, поставленные в положение не только воспринимающих,  но и «создающих информацию», обучающиеся развивают и кругозор, и навыки визуального моделирования.

     Использование интерактивных форм обучения на занятиях учебного предмета «Спецрисунок» обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, свободу самовыражения, акцент на деятельность и взаимоуважение между учащимися и преподавателем. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания.

     

  • Планы уроков

    План урока

    Учебный предмет: Технология швейного производства.

    Тема программы: Особенности изготовления изделий из различных материалов.

    Тема урока: Нетрадиционные методы соединения одежды.

    Цели урока:

    Обучающая: обеспечить закрепление, систематизацию и углубление знаний по клеевому и сварному методам соединения одежды:

    - на уровне представления – различать методы соединения одежды и виды клеевых материалов;

    - на уровне понимания – анализировать и характеризовать способы соединения и область применения клеевых и сварных соединений.

    Воспитательная: создать условия для воспитания личностных качеств обучающихся через развитие воображения.

    Развивающая: создать условия для развития технического мышления при разработке технологии обработки узлов с применением нетрадиционных методов соединения одежды.

    Методическая: активизация познавательной деятельности обучающихся путем использования электронных средств обучения.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: смешанный.

    Дидактическое обеспечение:

    1. Презентация «Нетрадиционные методы соединения одежды».
    2. Образцы клеевых материалов, соединений одежды.
    3. Образцы узлов швейных изделий.

    Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран.

    Внутри- и межпредметные связи: производственное обучение, материаловедение швейного производства (классификация волокон, свойства волокон и тканей), оборудование швейного производства (виды оборудования, виды машинных стежков), химия (полимеры).

    Ход урока

    Технология

    методы

    средства

    формы организации деятельности учащихся

    1. Организация начала занятия

    1.1 Приветствие

    1.2 Определение отсутствующих

    1.3 Мотивация

    1.4 Объяснение темы и целей урока

    1.5 План изучения соединений

    Информационно-рецептивный

    Слово преподавателя

    Образцы соединений одежды

    Презентация

    Фронтальная

    2. Актуализация опорных знаний

    Клеевое соединение

    - В чем заключается сущность клеевого соединения?

    - Образцы каких клеевых материалов предоставлены вам в пакете №2. Назовите их

    - Назовите область применения клеевых материалов

    - Назовите оборудования, которое применяется при выполнении клеевых соединений

    Сварное соединение

    - В чем сущность сварного соединения одежды?

    - Какие материалы используются при выполнении сварных соединений?

    - Назовите область применения сварных соединений

    - Назовите виды оборудования используемого при выполнении сварных соединений

    Информационно-репродуктивный

    Исследовательский

    Репродуктивный

    Презентация

    Вопросы

    Образцы клеевых материалов

    Вопросы

    Фронтальная

    Парная

    Фронтальная

    3. Усвоение новых знаний

    3.1 Клеевое соединение

    - Сущность клеевого соединения

    - Клеевые вещества:

    а) натуральные;

    б) синтетические

    - Требования к клеевым соединениям

    - Область применения клеевых материалов:

    а) обработка края борта;

    б) обработка низа рукавов, изделия;

    в) обработка карманов;

    г) обработка петель;

    д) изготовление одноразовых изделий

    3.2 Сварное соединение

    - Сущность сварного соединения

    - Способы сварки

    - Сварные швы

    - Применение сварных соединений

    1.  Вывод

    Дискуссия

    Частично-поисковый

    Частично-поисковый

    Информационно-рецептивный

    Презентация

    Образцы узлов

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Фронтальная,

    индивидуальная

    Фронтальная

    Фронтальная

    4. Контроль и самопроверка знаний

    Репродуктивный

    Вопросы (работа на два варианта), бланк отчета

    Фронтальная

    5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Информационно-рецептивный

    Слово преподавателя

    Фронтальная

    6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

    - Составить конспект урока в соответствии с планом

    - Изготовить образец одного из узлов в соответствии с заданием

    [1], с.45-75

    [3], с.104-119, с. 99-100

    Информационно-рецептивный

    Проектов

    План конспект

    Творческие задания

    Фронтальная

    Индивидуальная

    План урока

    Учебный предмет: Технология швейного производства.

    Тема программы: Ручные работы.

    Тема урока: Прямые и косые стежки их схемы, строение и выполняемые ими строчки.

    Цели урока:

    Обучающая: обеспечить усвоение предметного содержания темы «Прямые и косые стежки их схемы, строение и выполняемые ими строчки»:

    - на уровне представления – называть область применения строчек, образованных прямыми и косыми стежками;

    - на уровне понимания – анализировать и характеризовать виды строчек, образованных прямыми и косыми стежками по схемам и образцам.

    Воспитательная – воспитывать навыки самостоятельной учебной деятельности, сотрудничества.

    Развивающая – способствовать развитию воображения при зарисовке схем.

    Методическая– обеспечить реализацию поставленных целей через организацию самостоятельной работы учащихся, работу учащихся в командах.

    Тип урока: формирования знаний.

    Вид урока: комбинированный.

    Дидактическое обеспечение:

    1. Презентация «Ручные стежки и строчки».
    2. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды.
    3. Дидактические материалы (схемы, образцы строчек, задания-тесты).

    Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран.

    Внутри- и межпредметные связи: производственное обучение, материаловедение швейного производства (классификация волокон, свойства волокон и тканей).

    Ход урока

    Технология

    методы

    средства

    формы организации деятельности учащихся

    1.Организационный момент

    1.1 Приветствие

    1.2 Проверка готовности к уроки

    Информационно-рецептивный

    Слово преподавателя

    Фронтальная

    2 Подготовка учащихся к работе на основном этапе

    2.1 Проверка домашнего задания

    2.2 Объявление темы и целей урока

    2.3 Знакомство с алгоритмом работы

    Репродуктивный

    Информационно – рецептивный

    Задание

    Слово педагога

    Индивидуальная

    Фронтальная

    Коллективная

    3. Усвоение новых знаний

    3.1 Самостоятельная работа

    Исследовательский

    Презентация, дидактические материалы

    Коллективная

    4.Первичная проверка усвоения новых знаний

    4.1 Отчет групп о знаниях, полученных на уроке

    4.2 Задание-тест

    Объяснительно – иллюстративный

    Репродуктивный, эвристический

    Задание – тест на соотнесение

    Фронтальная, индивидуальная

    Фронтальная

    Индивидуальная

    5. Подведение итогов

    Информационно – рецептивный

    Слово преподавателя

    Фронтальная

    5. Объявление домашнего задания

    [1] с. 17 – 19, [2] с. 9 – 15

    Информационный

    Слово преподавателя

    Фронтальная

    ПЛАН УРОКА

    Учебный предмет: Спецрисунок

    Тема программы: Изображение фигуры человека по схеме

    Тема урока: Последовательность построения схемы пропорций фигуры человека

    Цели урока: обучающая – сформировать понятие о пропорциональном соотношении частей фигуры человека;

    воспитательная – воспитывать положительный интерес к изучаемому предмету;

    развивающая – развивать чувство пропорции и пространственное воображение.

    Тип урока: усвоения нового материала

    Вид урока: урок с применением электронного средства обучения

    Материально-техническая оснащенность урока: ЭСО «Изображение фигуры человека по схеме», графитные карандаши.

    Ход урока

    Технология

    Методы обучения

    Средства обучения

    Формы организации

    деятельности

    учащихся

    1. 1.Организационный момент
    • Приветствие учащихся
    • Проверка готовности к уроку

    Информационно-рецептивный

    Вступительное слово преподавателя

    Фронтальная

    1. 2.Мотивация учебной деятельности, постановка целей урока, сообщение темы программы, урока

    Информационно-рецептивный

    Слово преподавателя

    Фронтальная

    1. 3.Формирование новых знаний

    Знакомство со структурой и содержанием раздела ЭСО «Построение схемы пропорций фигуры человека»

    Информационно-демонстрационный

    ЭСО «Изображение фигуры человека по схеме»

    Фронтальная

    Значение схемы пропорционального построения фигуры человека

    Информационно-демонстрационный

    ЭСО, Построение схемы пропорций фигуры человека (основные сведения)

    Фронтальная

    Понятие о модуле

    Информационно-демонстрационный

    ЭСО (основные сведения)

    Фронтальная

    Пропорции фигуры человека

    Информационно-демонстрационный

    ЭСО (основные сведения)

    Фронтальная

    Последовательность построения схемы пропорций фигуры человека

    Информационно-демонстрационный

    ЭСО (последовательность)

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Различия в построении мужской и женской фигур

    Информационно-демонстрационный

    ЭСО (основные сведения)

    Фронтальная

    Стилизация фигуры

    Информационно-демонстрационный

    ЭСО (основные сведения)

    1. 4.Первичная проверка понимания изученного

    Выполнение тестирования

    Репродуктивный

    ЭСО («Построениесхемы пропорций фигуры человека», контроль)

    Индивидуальная

    1. 5.Рефлексия

    Репродуктивный

    «Рефлексивный круг»

    Индивидуальная

    1. 6.Информация о домашнем задании

    Выполните построение схемы мужской фигуры в тетради.

    Репродуктивный

    Слово преподавателя

    Фронтальная

    ПЛАН УРОКА

    Учебный предмет: Спецрисунок

    Тема программы: Рисование моделей одежды по схемам

    Тема урока: Зарисовка моделей одежды различных силуэтов и фасонов (на основе схемы)

    Цели урока:

    обучающая - сформировать умение схематично изображать модели одежды прямого силуэта;

    воспитательная - создавать условия для воспитания ответственности при выполнении домашнего задания;

    развивающая - развивать кругозор учащихся при просмотре иллюстраций и схем, навыки визуального моделирования

    Материально-техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийная установка, экран, ЭСО по теме «Рисование моделей одежды по схемам», слайд-шоу учащихся, журналы мод, иллюстрации по теме, работы учащихся

    Тип урока: закрепления знаний, совершенствования умений и навыков

    Вид урока: практическая работа   

    Ход урока

    Технология

    Методы обучения

    Средства обучения

    Формы организ.деят. уч-ся

    1. 1.Организационный момент

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности к уроку

    Информационно-рецептивный

    Вступительное слово преподавателя

    Фронтальная

    1. 2.Вводная часть:

    Сообщение темы и цели урока, мотивация

    Информационно-рецептивный

    Слово преподавателя,

    Фронтальная

    Просмотр моделей одежды прямого силуэта, их оценивание и обсуждение, выполнение набросков

    Информационно-демонстрационный

    Слайд-шоу учащихся

    Фронтальная

    Индивидуальная

    Проверка знаний учащихся, необходимых для выполнения работы

    Репродуктивный

    Система вопросов

    Индивидуальная

    Инструкции по выполнению и оформлению работы

    Информационно-рецептивный

    Слайд-шоу

    Фронтальная

    Указания о правилах пользования инструментами, техника безопасности

    Информационно-рецептивный

    Слово преподавателя

    Фронтальная

    1. 3.Самостоятельная работа учащихся

    Рисование моделей одежды приталенного силуэта

    Репродуктивный

    ЭСО, журналы мод, иллюстрации по теме, работы учащихся

    Индивидуальная

    1. 4.Заключительная часть:
    • Приёмка и оценка работ;
    • Анализ ошибок и указание путей их исправления;
    • Ознакомление с содержанием следующего занятия

    Репродуктивный

    Слово преподавателя, критерии оценки

    Фронтальная

    1. 5.Информация о домашнем задании

    Закончить работу. Выполнить чертёжную рамку с  основной надписью для следующей практической работы, составить слайд-шоу с моделями одежды трапециевидного силуэта (10 моделей)

    Информационно-рецептивный

    Репродуктивный

    Слово преподавателя

    Фронтальная