Тема инновационного проекта: «Внедрение интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента»

Консультант проекта: Володько Галина Ивановна, методист центра научно-методического обеспечения информатизации профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования».

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной системы интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента

В соответствии с Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 28.03.2011 № 384в системе методического обеспечения учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования большое внимание уделяется созданию современной информационно-образовательной среды, широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.

В ходе реализации на базе колледжа экспериментального проекта «Апробация модели регионального ресурсного центра по электронному обучению в сфере профессионально-технического образования (специальность 3-50 01 55 Технология производства швейных изделий)»  в период с сентября 2010 года по июнь 2013 года были разработаны и рекомендованы к использованию в учреждениях профессионально-технического образования электронные средства обучения по предметам «Материаловедение швейного производства» и «Спецрисунок»  специальности «Технология производства швейных изделий»: «Волокнистые материалы и их свойства», «Рисование моделей одежды по схемам», «Трикотажные полотна», «Изображение фигуры человека по схеме».

В настоящее время осуществляется внедрение в образовательный процесс апробированных в ходе экспериментальной деятельности электронных образовательных ресурсов по специальности «Технология производства швейных изделий», подтвердивших свою педагогическую эффективность и социально-экономическую целесообразность. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов зависит не только от качества их разработки,  но и от методологии информатизации образовательной деятельности: педагоги должны быть способны корректно представить учебный материал преподаваемого курса в структурной образной форме.

 Специфическими требованиями, необходимыми при работе с интерактивными средствами обучения являются:

    - знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами информационных и телекоммуникационных технологий;

   - знание принципов формирования содержания, структуризации интерфейса и визуального представления сетевых образовательных ресурсов;

    -владение подходами к определению качества подобных ресурсов;

   - владение методами практического проектирования образовательного ресурса в рамках обучения "своей" дисциплине.

Вопрос о качестве электронных учебных средств и в более широком смысле – об оценке качества обучения с их использованием является весьма актуальным. Процесс оценки качества включает экспертизу качества "электронного" образования и оценку педагогического эффекта, получаемого после обучения. Оценку качества электронного средства обучения можно произвести по различным критериям. Оценка эффективности использования интерактивных средств обучения отражает качество образования, которое получил учащийся после обучения с использованием электронного средства обучения. Это качество можно проверить с помощью тестирования, опросных листов оценки качества  и других форм контроля. Целесообразно использовать комбинированный, т.е. комплексный вариант оценки. Таким образом, существуют три подхода: экспериментальная оценка качества; экспертная оценка; комплексная оценка. Для оценки эффективности использования электронных средств обучения в учебном процессе следует оценить:

       коэффициент усвоения учебного материала, который равен отношению объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение определенной единицы времени к материалу, сообщенному учащемуся за то же время;

       коэффициент прочности усвоения учебного материала, как отношение запомнившегося материала и материала сообщенного учащимся в процессе обучения за определенный период;

       степень овладения учебным материалом (умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач);

       степень овладения интеллектуальными навыками (умение трансформировать усвоенный материал в новых условиях сознательно и оперативно).

Психолого-педагогические проблемы работы преподавателей в условиях внедрения интерактивных средств обучения в образовательную деятельность имеют свою специфику.      Преподаватели должны знать современные технологии создания и применения электронных средств обучения, уметь ставить и решать задачи проектирования таких средств, проводить начальную экспертизу качества электронных изданий и ресурсов, применяемых в обучении.

Задачи инновационной деятельности:

         разработать электронные образовательные ресурсы по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий»;

      разработать методику оценки эффективности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе;

    внедрить интерактивные средства обучения в процесс преподавания по учебным предметам «Материаловедение швейного производства» и «Спецрисунок»  специальности «Технология производства швейных изделий».

 Перечень материалов, разработанных в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение интерактивных средств обучения в процесс преподавания дисциплин профессионального компонента»

Сведения о наличии электронных образовательных ресурсов по специальности «Технология производства швейных изделий» в учреждении образования «Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности».
Перечень материалов банка данных по использованию интерактивных средств обучения. Скачать
Аналитический обзор по разработке электронных образовательных ресурсов.
Перечень материалов банка данных по проектированию электронных образовательных ресурсов. Скачать
Методические рекомендации по использованию интерактивных средств обучения в процессе преподавания дисциплин профессионального компонента. Скачать
Педагогический сценарий электронного образовательного ресурса по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий» по теме «Обработка неразрезных вытачек». Скачать
Педагогический сценарий электронного образовательного ресурса по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий» по теме «Обработка разрезных вытачек».
Педагогический сценарий электронного образовательного ресурса по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий» по теме «Обработка застежки на потайную тесьму-молнию».
Электронный образовательный ресурс по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий» по теме «Обработка неразрезных вытачек».
Электронный образовательный ресурс по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий» по теме «Обработка разрезных вытачек».
Электронный образовательный ресурс по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий» по теме «Обработка застежки на потайную тесьму-молнию».
Электронный образовательный ресурс по производственному обучению специальности «Технология производства швейных изделий» по теме «Соединительные машинные швы».
Методические рекомендации «Использование в образовательном процессе ЭОР «Обработка неразрезных вытачек» по предмету «Производственное обучение». Скачать
Методические рекомендации «Использование в образовательном процессе ЭОР «Обработка разрезных вытачек» по предмету «Производственное обучение».
Методические рекомендации «Использование в образовательном процессе ЭОР «Обработка застежки на потайную тесьму-молнию» по предмету «Производственное обучение».
Планы уроков по учебным предметам «Спецрисунок» и «Материаловедение швейного производства» с использованием электронных образовательных ресурсов.
Протоколы контрольных работ.
Формы анкет преподавателей, учащихся, опросных листов. Скачать
Оценочные листы внедряемых электронных образовательных ресурсов. Скачать
Результаты анкетирования учащихся.
Результаты анкетирования преподавателей.